Новый год – новые вызовы
Юргенс Игорь Юрьевич
Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС), Российского союза автостраховщиков (РСА), Национального союза страховщиков ответственности (НССО) до 25.11.2022 г., председатель совета директоров АО «Эксперт РА»
|
В каком состоянии страховой рынок заканчивает 2019 год и вступает в 2020 год? Какие проекты являются сейчас приоритетными для страхового сообщества?
Современная экономика – это экономика ожиданий. Если инвестор ожидает хорошего от того или иного сегмента – тот развивается хорошо, если в этот сегмент не верит – плохо. На фоне хороших новостей и рынок будет находится в хорошем состоянии.
Страховой рынок, по данным ЦБ, показывает 30% ROI (return on investment, окупаемость инвестиций), тогда как банковский сектор – всего 3%. Показатель чистой прибыли по всему страховому рынку за 9 месяцев 2019 года составил 150,4 млрд рублей (что на 10% больше аналогичного периода 2018 года).
На будущий год представляют значительный интерес два перспективных направления – меняющееся ОСАГО и новая система страхования жилья. Они являются очень важными для граждан.
Остановлюсь подробнее на страховании жилья. 4 августа 2019 года вступил в силу федеральный закон, к настоящему моменту ВСС создал автоматизированную систему по этому виду страхования и проделал всю необходимую методическую работу. Средняя страховая сумма по данному виду (выплата в случае гибели и повреждения жилого помещения от ЧС) составит 300-500 тыс руб. в зависимости от региона. Доля ответственности страховщика варьируется от 30% до 95%. По итогам всех расчетов, средняя страховая премия по России составит 430 рублей в год. Наибольшие тарифы должны быть в регионах, более подверженных чрезвычайным ситуациям, однако мы ведем переговоры с Минфином о том, чтобы и субсидии в такие регионы были больше.
Потенциальный плюс закона заключается в том, что региональным властям предписано создавать свои страховые программы. Раньше мы страховали жилье добровольно, и проникновение было около 7-8%. Сейчас регионы могут использовать различные методы продвижения этого вида, включать страхование в единый платежный документ, пропагандировать страхование, определять порядок софинансирования и рассчитывать на получение прямых субсидий из федерального бюджета. Регионов-доноров федерального бюджета – около 10, остальные регионы испытывают трудности в реализации своих социальных и других обязательств, они будут нуждаться в финансировании из центра. Регионы побогаче могут, по примеру Москвы, сделать программу очень успешной. В Москве проникновение в разные годы составляло до 50-70 %, а резервы, сформированные по этому виду, позволили создать совершенно другую группировку МЧС, отремонтировать множество чердаков и крыш, сделать много другого полезного. В Москве страхование включалось в платежный документ, а в оплате ущерба участвовало Правительство Москвы, хотя доля его неуклонно снижалась. Предполагаем, что при правильной организации это можно сделать в Санкт-Петербурге, в Краснодаре, в Екатеринбурге и ряде других регионов. В Краснодаре уже разработан проект программы, проявляют интерес к работе в Хабаровском и Приморском крае. Но внедрить это страхование повсеместно в России, в дотационных регионах – это проблема.
Мы обсуждали с Минфином различные стимулы, например, предоставление незастраховавшимся не равноценного жилья, а места в общежитии, жилья по социальному найму, которое нельзя наследовать, и др. Однако большинство жестких мер при обсуждении законопроекта отпали, стимулов в законе осталось мало. Не полностью пока отвергнуты и продолжают обсуждаться следующие варианты: снижение налога на имущество при наличии полиса, отмена или снижение размера платежей на капитальный ремонт. Но это местные налоги, местные бюджеты и местные власти, которые несут всю эту нагрузку, – им и решать.
«Взлетит» или «не взлетит» страхование жилья, будет зависеть от того, как мы будем его пропагандировать и стимулировать, а также от того, как федеральный центр будет действовать в случае ЧС и финансово помогать региональным властям. Если этот вид будет организован правильно, как в ряде зарубежных стран, он снимает нагрузку с бюджета. А как мы помним, в 2019 году на ликвидацию последствий ЧС из различных федеральных резервов уже ушло около 20 миллиардов рублей. При профицитном бюджете цифра не кажется большой, однако скорость выплат в разных ситуациях была совсем разной, а в случае бюджетного дефицита помочь сможет только страхование.
С 8 июня 2020 года перед страховым сообществом будет стоять еще одна задача – наладить работу в связи с новыми правилами техосмотра. Диагностические карты будут существовать только в электронном виде, что исключит возможность использования поддельных бумажных карт. Будет значительно усилен контроль технического состояния автобусов и общественного транспорта со стороны МВД. РСА предстоит проверить и отсертифицировать свыше 5 тысяч операторов, предоставляющих услуги техосмотра (в основном, это предприятия малого и среднего бизнеса), причем, не документарно, а выехать во все точки, проверить наличие оборудования, фотофиксации, электронной регистрационной карты. В связи с тем, что тарификация по этому виду услуг проводится на усмотрение губернских властей, цена услуги для потребителя от региона к региону сейчас варьируется от 300 до 1000 рублей (главным образом, в зависимости от стоимости нормо-часа), из-за этого в некоторых регионах предприниматели не хотят заниматься техосмотром, а бизнес невозможно заставить делать то, что ему не выгодно. Есть трудности с прохождением обучения и сертификации, теперь будут трудности с регистрацией. Все это вместе может создать большую проблему в середине 2020 года. Вместе с МВД, Институтом безопасности дорожного движения и представителями бизнеса по проведению техосмотра, РСА сейчас работает над этим вопросом. Если не начать сейчас серьезные консультации между Минэком, который отвечает за реализацию закона, Минтрансом, МВД, ФАС, ЦБ и РСА, которому по-прежнему поручено сертифицировать операторов техосмотра, то проблема может стать очень серьезной, ведь без диагностической карты нельзя получить ОСАГО, а без ОСАГО нельзя выехать на дорогу, есть риск коллапса в ряде регионов. Никто, например, не позволит сейчас задавить представителей малого бизнеса, о стимулировании которого сейчас столько говорится, повышением платы за аккредитацию -- а ее нужно было бы повысить, по расчетам, практически в 2 раза – до 70 тыс.руб. По оценкам на местах, мы пока не успеваем в срок изменить систему, и возможно, потребуется введения моратория на действие нового закона, до момента, пока каждый такой проблемный узел не будет проработан и компромисс не будет найден. Мы должны сделать систему такой, чтобы потребитель чувствовал, что она не коррупционная и нормально участвовал в безопасном дорожном движении.